Когда утро начинается с кофе…

Сейчас бумажный стаканчик с кофе в руках — почти неизменный атрибут любого дня, уступающий разве что термокружке у поклонников экологичности. Но на самом деле бумажный стаканчик с кофе возник задолго до появления массового фастфуда, но в Америке.

Coffee to go 1
Coffee to go 2

Всему виной — промышленная революция: кроме роста доступных товаров, появления крупных брендов и формирования культуры фирменного стиля (кто про что… ) активно увеличиваются объемы международной торговли, и, следовательно, рост поставок кофе. Кроме того, шли вперед технологии обжарки и измельчения кофейных зерен, и все вместе это превратило некогда элитный и дорогой продукт в массовый: теперь его можно было найти в каждой продуктовой лавке, а в большинстве недорогих кафе и ресторанах его разливали посетителям, пришедшим с собственной посудой: правда, термокружки ещё не было, и в американским кофеманам кофе наливали… В жестяные банки.
И все бы ничего, и мы, возможно, сейчас бы ходили с модными брендированными жестянками, но — вмешалось «общество чистых стаканов»: в 1908 г., профессор биологии колледжа Лафайет Элвин Дэйвисон опубликовал в журнале Technical World Magazine сенсационную статью «Смерть в школьных чашках». Профессор обращал внимание научного сообщества и обычной публики на то, что, пользуясь общей посудой, учащиеся обмениваются микробами. Статью перепечатали многие местные издания по всей стране, и вскоре отделы здравоохранения отдельных штатов начали запрещать использование общей посуды в общественных местах: чашки и ковшики у баков с питьевой водой массово убрали. Так бы и ходили американцы с жестяными банками, если бы один юрист из Бостона не мечтал разбогатеть. Лоуренс Льюллен, кроме юридической практики изобрел в 1907 году автомат с газированной водой. Помните советские автоматы со стеклянными стаканами (хотя бы из мультфильма «Ну, погоди»:)) ? Лоуренса напрягало то, что он теряет и деньги, пока стоящий в очереди к автомату ждет, пока освободится стакан, и бумажный стакан вел к заметному росту продаж. Вскоре, идея бумажного стакана попала в тренд: первой бумажные стаканы по патенту Льюллена заказала в 1909 г. железнодорожная компания Lackawanna Railroad, поезда которой курсировали между Нью-Йорком и Нью-Джерси. Основанная Лоуренсом Льюлленом и его партнером Хью Муром Individual Drinking Cup Company начала выпускать бумажную тару под брендом Dixie-cup — по имени популярной тогда куклы Дикси и к 1917 г. на эти стаканы перешло большинство предприятий американского общепита. Эпидемия гриппа только усилила спрос.

 

Coffee to go 1

Популярность одноразовой посуды росла, появлялись новые материалы, в частности термоустойчивый пластик.
Кардинально меняется рынок в 1960 году, благодаря Ласло Буху. Ласло родился в закарпатском городке Хуст, выжил в Бухенвальде и Аушвице, эмигрировал в Америку вместе с братом и сменил имя на более звучное Лесли Бак. Начиная как экспортёры товаров повседневного спроса из США в послевоенную Европу, к концу 1950-х Лесли и Юджин наладили в городке Маунт-Вернон (штат Нью-Йорк) производство бумажных стаканов. Их фирма Premier Cup поставляла небольшие партии товара в местное кафе. Но через несколько лет Лесли перерос крошечное семейное дело и, оставив его брату, присоединился к тоже небольшому, но более перспективному стартапу Sherri Cup Company в штате Коннектикут. Вот тут настал его звездный час: несмотря на то, что основной материал одноразовой посуды был более термоустойчивый пластик, Sherri Cup сделали ставку на вощеные стаканчики… И клиентоориентированный дизайн.
Основными производителями фастфуда к 1960 году были греки, и Бак решил сыграть на их ностальгии по родине, и взялся за дизайн нового стакана: в 1963 г. компания выпустила бумажный стакан в греческом стиле под брендом Anthora. Имелась в виду, конечно, amphora, а ошибку в названии часто объясняли акцентом Лесли, но сам автор синего стаканчика говорил, что такое правописание он видел в прочитанной им газетной статье об археологических раскопках. Так или иначе, название менять не стали даже после обнаружения ошибки. По замыслу автора, сине-белая цветовая гамма должна была напоминать греческий флаг, а шрифт и рисунки — древнегреческие артефакты. Sherri Cup разработала несколько вариантов дизайна — с амфорами, Парфеноном и дискоболами, но слоган на всех стаканах был общим «Мы рады служить вам».
Греки были в восторге! А универсальный слоган идеально подходил для большинства кафе, и синие стаканчики стали популярными и в итальянских пиццериях, и в еврейских гастрономах и в индийских забегаловках. За несколько лет продажи Anthora выросли до 15 млн штук в месяц. Причем в основном в Нью-Йорке — за пределами мегаполиса более высокий спрос наблюдался на пенопластовые стаканы.
Исключение составлял Голливуд: кинокомпании купали сине-белые стаканы для съемок фильмов, местом действия которых был Нью-Йорк. Стаканчик стал полноправным символом города, и вошёл в 2012 году в список «История Нью-Йорка в 50 вещах» от The New York Times.

Торжество синего бумажного стаканчика в Нью-Йорке и на экранах длилось до 1994 года.
Когда с западного побережья на рынок кофеен ворвалась новая звезда — Starbucks, почти мгновенно вытеснившая из огромное количество мелких кафе. Возросшая конкуренция заставила большинство экономить:белые бумажные стаканы без рисунков и надписей не только обходились дешевле, но и предоставляли владельцам кафе возможность заработать на рекламных объявлениях, которые с охотой размещали на стаканах банки и страховые компании.
В конце 1990-х стал популярен известный логотип I Love NY, особенно после терактов 11 сентября 2001 г. А в 2005 г., когда продажи Anthora уже не превышали 200 млн в год, Sherri Cup купила ее давняя «соперница», компания Solo Cup, известная своим брендом красных пластиковых стаканчиков, и через несколько лет новый владелец прекратил выпуск сине-белых стаканов и теперь делает их только на заказ.
А брендированные кофейные одноразовые стаканчики стали привычным атрибутом каждого дня.